Главная страница Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи сферы HRM

Причины неудач в командной работе
В данной статье под словом команда понимается группа людей, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты[1]. Команда создается для объединения знаний и опыта людей, что позволяет получить более комплексное и всестороннее мышление, создать возможности для стратегичного и креативного мышления в решении поставленных задач.
При неудаче в выполнении задачи вся тяжесть вины обычно ложится на плечи руководителей группы либо человека, которого группа готова признать виновным – «козла отпущения». Однако нередко проблема не решается заменой членов команды или увольнением «козла отпущения». Чаще необходим ответ: «Что произошло не так с группой и почему?» Исходя из опыта проведения тренингов командного взаимодействия, наибольшее  влияние на выполнение поставленной задачи имеют следующие факторы:

    • Недостаток доверия среди членов команды приводит к общей разрозненности в подходах к решению проблемы. Вместо обсуждения наилучшего решения, делегирования полномочий другим участникам, команда пытается выбрать наиболее безопасное с ее точки зрения решение. Отсутствие доверия может проявляться в слабой кооперации, слабой координации и минимальному обмену знаниями и ресурсами.

Для определения уровня доверия в тренинге требуется глубокий анализ и высокая наблюдательность, которая позволяет отличить проявления недоверия от других проблем. Так, близкие отношения могут на поверку оказаться просто игрой на публику. Уровень доверия в команде может быть повышен с помощью специальных командообразующих упражнений, упражнений, предполагающих делегирование полномочий, физический контакт. Также от тренера требуется разрешение и создание возможности проговаривать конфликтные вопросы и ситуации В долгосрочной перспективе наибольшую отдачу дает развитие неформального общения между членами команды в процессе работы.
2) Неэффективное взаимодействие может принимать следующие формы:

    • Недостаточная открытость участников связана, прежде всего, с отсутствием доверия. Так участники могут бояться высказывать свое мнение из-за боязни насмешек, непринятия предложенного варианта. В команде часто случаются отказы  от идей без разбора их сути, что мешает доработке и превращению средних идей в хорошие. Ключ к решению проблемы лежит в создании атмосферы, способствующей диалогу, обсуждению идей и точек зрения. В таких условиях теряется категоричность и чрезмерная критичность, участники начинают выдавать идею в контексте «повода для размышлений», а никак не «руководства к действиям», что способствует спокойному и взвешенному обсуждению ее преимуществ и недостатков. Возникает концентрация на возможностях, ищутся способы улучшения идей, что является необходимым для получения результата.
    • Недостаток взаимодействия как недостаток коммуникативных навыков чаще всего проявляется в неумении услышать суть предложения собеседника, а значит его понять. Сюда также относится умение слушать чужие аргумент, задавать уточняющие вопросы для прояснения неясностей. В команде должны быть выработаны нормы (в том числе и негласные) уважения взглядов других участников, в особенности тех, кто не умеет проталкивать свои идеи. Решению этой проблемы могут помочь навыки активного слушания и понимание ценности каждой идеи, которая звучит в команде. В контексте тренинга возможно повышенное внимание тренера по отношению к робким участникам, поощрение внимания участников друг к другу. Как ни парадоксально, в некоторых ситуациях катализатором улучшения качества коммуникации в группе может стать сознательное невмешательство тренера в групповые процессы. Если решения проблемы, предложенные активными участниками не приводят команду к цели, часто происходит естественная смена лидеров, когда робкие участники начинают отстаивать свои идеи.
    • Излишнее ЭГО приводит к борьбе за власть, способную сделать малоэффективной любую команду. Эго возникает из-за отсутствия чувства безопасности в команде, острой внутрикомандной борьбе за авторитет. Проблема часто проявляется в поведении типа «Моя идея – лучшая, твоя идея – недостаточно хороша». Отсутствие конкретных шагов по разрешению ситуации на данном этапе приводит к образованию группировок, центров влияния. В конце концов, группа оказывается перед ситуацией искажения целей, на смену которым пришла борьба между членами команды за господство идей. При таком развитии событий все конструктивные командные усилия, направленные на решение проблемы будут нивелированы. Также, снижается совместная ответственность команды за результат.
    • Неспособность принять решение и выбрать один вариант, из разработанных командой. Такие ситуации возникают при недостаточном понимании всеми участниками возможных путей решения проблемы. Может случиться, что только один из участников команды не доволен выбранным вариантом, и поэтому команда не может принять окончательное решение. Наилучшим вариантом решения данной проблемы может выступать детальный анализ всех плюсов и минусов каждого варианта, с последующим выбором наиболее оптимального.
    • Недостаток информации, необходимой для принятия решения. При выполнении любой командной задачи абсолютно необходимым является потребность в полной информации по проблеме, всестороннему взгляду, который позволит проработать все возможные варианты ее развития. Недостаточное внимание к мелочам, деталям, недостаточное понимание задач и правил работы может привести к сильному искажению целей, проигрышу всей команды.

3) Потеря фокуса на целях. Ни один ветер не будет попутным кораблю, который не знает куда он плывет. Отсутствие четких ориентиров и направлений деятельности привод к чрезмерному вниманию к второстепенным  задачам. В такие моменты все заняты, делая «что-то», не имея при этом реального результата. Таким образом, теряется одно из главных свойств – наличие общей цели, которая объединяет деятельность команды. Участники, получившие недостаточно четкие персональные цели также могут терять фокус на целях командных.
4) Недостаточно четкое распределение обязанностей приводит к конфликтам и неграмотному выполнению поставленных задач. Участники с недостаточной загруженностью чувствуют себя выпавшими из общего процесса, что приводит к демотивации. Другие могут брать на себя слишком много, в результате уставать и уделять мало внимания отдельным вопросам. Поскольку ответственность за распределение обязанностей лежит на руководителе группы, формальном либо неформальном, ответственность за неграмотное распределение обязанностей лежит именно на нем. Таким образом, каждый должен видеть перед собою четко поставленную задачу, выполнение которой приближает всю команду к выполнению общей цели. Понимание важности действий каждого приведет к осознанию их значимости, а также к осознанию своей роли в командной работе.
5) Плохое управление временем. При командной работе необходимо уделять внимание времени. С одной стороны необходим анализ степени своевременности планируемых действий, с другой стороны – ставить сроки выполнения задач. Чрезмерное количество времени, потраченное на планирование, в бизнесе может привести к ситуации потери продуктом своей новизны. Недостаточное количество времени на анализ, выработку решения либо выполнение задачи может привести к ошибкам, неэффективной работе и негативному результату. Использование времени является одним из главных навыков эффективной команды.

Выводы: 5 причин, описанных выше, могут привести к неудаче. Руководители команды должны принимать все меры, чтобы избежать таких ошибок во время командной работы. Первый шаг к решению проблем – это диагностика. Плохое распределение обязанностей либо потеря общих целей могут быть диагностированы и решены HR менеджерами с помощью беседы с сотрудниками, собраний и т.д. Недостаток доверия, плохое распределение времени, недостаточное взаимодействие членов команды требуют  специальных мероприятий по командообразованию. Однако до того, как заказывать себе тренинг необходимо четкое понимание причин неудач в командной работе.

Во время написания статьи были использованы здравый смысл и опыт проведения тренингов командообразования «Веревочный курс».

Виталий Белов



Тема: http://ecotour.com.ua/a045.html
Категория: Статьи сферы HRM | Добавил: alena1 (21.12.2010) | Автор: Виталий Белов
Просмотров: 2417 | Теги: общение в процессе работы, общие цели, командная работа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]