Главная страница Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи сферы HRM

Психодраматические техники в коучинге
Каждый коуч имеет свой почерк, во многом это зависит от тех дополнительных техник ( кроме коучинговых), которые он использует в работе. А что если, коучинг дополнить психодрамой или монодрамой? – этот вопрос возник после нескольких лет успешной  коучинговой практики в России и зарубежом, когда я впервые отклонилась от стандартного коучинга  и попробовала использовать психодраматические техники в работе с барьерами, препятствиями и ограничениями клиента на пути к его цели.

В итоге, психодраматические техники гармонично вплелись в коучинговый процесс. Ведь несмотря на то, что психодрама – это преимущественно групповая работа, а коучинг – индивидуальная, между ними есть много общего. Оба метода в первую очередь нацелены на осмысление собственного «Я», своего потенциала, сильных качеств, внутренних мотиваций и целей. И оба они помогают участнику процесса принять осознанное решение и перейти к действию.

Соединение двух методов часто приводит синергетическому эффекту, а само соединение может быть достигнуто двумя путями. С одной стороны, классическая коучинговая сессия может быть дополнена психодраматическими техниками, а с другой стороны, коучинговые темы и инструменты могут быть использованы на психодраматической группе.

Психодраматические техники могут работать на протяжении всего процесса коучинга, начиная от передачи ответственности клиенту за результат его работы в коучинге ( этап заключения контракта)  до момента достижения им цели.

Существует достаточно много разных определений содержания работы коуча. В моем понимании, коучинг – это процесс постановки и достижения цели через:
  • раскрытие потенциала человека, его сильных сторон и талантов в той или иной области;
  • создание поддерживающей доверительной атмосферы в процессе работы;
  • работу с внутренними ограничениями и внешними трудностями;
  • поиск ресурсов и новых возможностей.
Оптимальные результаты коучинга - понимание своего «Я»,  осознанность целей, способность управлять своей жизнью, улучшение общего качества и удовлетворение жизнью.

Поскольку коучинг – это не только постановка цели, но и поиск  ресурсов для ее реализации, психодрама помогает «оживить», сделать ощутимыми эти ресурсы. Также психодрама является мостиком между намерением, желаниями, целями клиента и реальностью, где ему предстоит использовать новые навыки, новые роли и стратегии, реализовывать планы.

Соединение двух методов дает синергитический эффект.

Соединение коучинга и психодрамаы возможно и содержательно и технически.

Содержательный уровень. Существует три уровня коучинга: поведенческий, мотивационный (убеждения, взгляды, ценности) и сущностный: «Кто я?». Если эти темы привносятся в психодраму, мы можем говорить о коучинговом звучании психодрамы.

Технический уровень. Есть техники, присущие коучингу, есть присущие психодраме. Например, коучинговая техника «Колесо жизни» может быть использована в психодраме с целью разогрева, фокусировки темы и расстаноки приоритетов. «Колесо жизни» содержит 8 составляющих частей: карьера, деньги, здоровье, семья, друзья,  личностное развитие, отдых, физическое окружение ( комфорт, дом ..) Чем более круглое Ваше «колесо», тем более сбалансирована Ваша жизнь.  Это начало лайф коучинга, который отвечает за баланс и общую удовлетворенность жизнью.   В каждом секторе может существовать свое внутреннее «колесо», например, карьера: работа в команде, коммуникативные навыки, самовыражение, удовольствие от процесса, организационные навыки, тайм и стресс менежмент, достижение Ваших личных целей, продуктивность. Цель, поставленная в каждом секторе,  всегда должна быть конкретной, реальной, достижимой, ориентированной на время и измеримой.

Вот несколько примеров, как психодраматические техники могут быть использованы в коучинговом процессе:
 
Этапы коучингового процесса
Инструменты и техники
1. Заключение Контракта с клиентом на коучинг
  • Передача ответственности клиенту через смену ролей.
  • Техника «Зеркало»
2. Фокусировка темы
  • Разогрев  «Колесо жизни»
3. Осознание и проверка цели
«Действительно ли это то, что Вы хотите?» 
  • Визуализация
  • Проигрывание «Идеальное будущее» «Картинка будущего»
  • Техника двух стульев ( будущее-настоящее)
  • «Зеркало»
4. Создание и поддержание мотивации
  • Визуализация цели
  • Визуализация подарка (награды) по результатам
  • Поддерживающая психодраматическая группа
5. План действия
«Что нужно сделать, чтобы оказаться там, где ты хочешь?»
  • «Съемка фильма»,
  • «Прокрутить пленку назад»,
  • Рисование «линии жизни» с фиксированием значимых шагов и установление сроков
6. Переход к действию
  • Техника «Пустой стул»
  • Работа с внутренними позитивными ресурсами,
  • Использование значимых людей из окружения или рода клиента, вплоть до составление генограммы
  • Моделирование ситуации, проигрывание альтернативных вариантов
7. Мониторинг, обратная связь
  • «Горячий стул»
  • Поддерживающая психодраматическая группа


В индивидуальной коучинговой работе есть простор для монодрамы, где активно используется смена ролей и дублирование, и сам коуч активно вовлечен в этот процесс с клиентом. В проведении монодрам помогают вспомогательные предметы. Например, техника «Матрешка» способствует фокусировке и раскрытию. Фраза: «Когда я называю это, что еще я скрываю»  приравнивается к коучинговому вопросу: «Что еще?», однако делает этот процесс более наглядным и «живым».

Переход к действию в коучинге – ответственный этап для клиента. Психодрама предоставляет возможность проиграть клиенту наиболее важные для него моменты. В коучинге в стандартном варианте не предполагается моделирование ситуации, лишь ментальное проигрывание. Однако у клиентов могут существовать ошибочные допущения  и альтернативные варианты, которые могла бы оживить психодрама. Вопрос: «Что если?» используется в коучинге и может быть проигран психодраматически. Цель психодрамы в коучинге – моделирование действия, поведения, где клиент получит дополнительные ресурсы и сможет «пощупать» результат.

Часто решения, задачи, которые ставит перед собой клиент, нуждаются в предварительном просмотре. Психодраматическая реальность создает ту безопасную атмосферу, в которой клиент может реализовывать свои планы, не боясь за последствия. Психодрама дает возможность побывать в будущем, в новых ситуациях, почувствовать себя в новых ролях.  Во время коучинговых сессий могут разыгрываться сцены «Идеальная работа», «'Холодные' звонки работодателю»,  сниматься кино о собственной карьере и просматриваться в обратном порядке, идти работа с внутренними голосами.  

Психодраматическая техника «Два стула» легко может быть включена в коучинговую работу с клиентом  через смену ролей:  на одном стуле  сидит «сегодняшний», на другом  -тот же человек, но через несколько лет, уже достигший цели и способный дать ценный совет с высоты своего опыта.

Социометрические шкалы часто используются в коучинге для обозначения точек: где человек находится сейчас и где он хочет быть?

Начиная коучинговый процесс, важно четко разделить отвественности между коучем и клиентом. Не редко клиент пытается перевесить на коуча свою ответственность или переносит на него «роль матери», тем самым уходя от активной роли. Психодраматическое отыгрывание передачи ответственности клиенту за его собственный результат -  великолепная возможность сделать это наглядно и съэкономить много времени.

Отдельно хочется рассказать о рождении психодраматической поддерживающей группе, опыт с которой был приобретен 3 года назад в Канаде. Она была создана по инициативе клиентов, прошедших коучинг или находящихся в коучинговом процессе, и имела регулярную основу. Большинство людей, вошедших в эту группу, испытывали потребность вести постоянный мониторинг своих достижений и развития, а также в реализации своих способностей и талантов, которые не имели место в их повседневной работе. Многие использовали психодраматическую реальность для проигрывания собственных решений после коучинговых сессий. Психодраматическая групповая работа помогла многим осознать свои страхи, барьеры, сопротивление, а также возможности. Например, социодрама «Страшный начальник» была первым шагом к реальным переговорам по зарплате с начальством, которые успешно провели сразу несколько членов группы, сыгравшие на группе роли своих грозных и неприступных руководителей.     

Поддерживающая психодраматическая группа и сама работа коуча-психодраматиста в ней имеют несколько особенностей:
  • В отличии от классической психодрамы, коуч-психодраматист  может так распределять роли (challenging roles) между участниками, чтобы они давали коучинговый эффект каждому, помогая таким образом выйти на новый уровень осознания собственных проблем и целей.
  • Участники группы также сами могут выдвигать себя на определенные роли, которые соответствуют их теме. ( В классической драме обычно Протагонист распределяет роли).
  • При использовании техники обмена ролей опускаются детали, многократные повторения, лишь кратко описывается ситуация,  и участники могут  спонтанно отыгрывать свои роли, привнося  новое звучание. Сам клиент не всегда знает все о новой ситуации или новой роли, и члены группы помогают спонтанно создавать ее, исходя из своего жизненного опыта.
  • Регулярные встречи группы дают возможность участникам обмениваться своими достижениями и трудностями за прошедший с предыдущей группы период, тем самым осуществляя мониторинг и давая поддержку.
  • Участники привносят свои трудные ситуации с целью психодраматического проигрывания для поиска альтернатив, принятия решения, работы с ограничениями и препятствиями на пути к цели. Все это помогает визуализировать их цели, планы и барьеры, подключая потенциал группы.
Соединение психодрамы с коучингом не только делает процесс индивидуальной работы более живым, ощутимым, наглядным, но и способствует более быстрому прохождению клиентом барьеров, ограничений на пути к своей цели, а следовательно более быстрой ее реализации. В тоже самое время,  психодраматическая поддерживающая группа  создает рабочее пространство для тех, кто проходит коучинговый процесс.
 
VI Московская психодраматическая
конференция 2008 (12-15 июня)
«Перекрёсток возможностей…»

Бергер Светлана, бизнес и карьерный коуч, психодраматист. Международный сертификат по психодраме, социометрии и групповой терапии. Работает в Канаде и России. Персональный сайт www.careerway.ca

Тема: http://www.careerway.ca/psychodrama_in_coaching.htm
Категория: Статьи сферы HRM | Добавил: Ирина (13.09.2012)
Просмотров: 2085 | Теги: Клиент, коуч, два стула, колесо жизни, коуч-психодраматист, коучинг, социометрические шкалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]